castles and dreams
Я люблю смотреть на незнакомых людей. Думать, кто они, чем занимаются, сочинять небольшие истории об их жизни. Каждый человек, даже самой непримечательной внешности, вызывает во мне любопытство-пусть всего на несколько минут или даже секунд. Один взгляд в лицо случайному прохожему, и я уже смотрю кино с ним в главной роли) Вот эта девушка разводит рыбок, не любит ходить на каблуках и у нее три неуда в сессии. А вон тот мужчина с большой сумкой везет в больницу вещи для жены, которую выписали после операции на правом глазу. Брюки у него недавно выглажены, но плохо- стрелки неровные. Наверное, сам гладил. А старые, ровные стрелки еще видны. В глазной больнице через две остановки сейчас как раз приемные часы.
Скорее всего, мои догадки имеют мало общего с реальностью. Те же самые неровные стрелки могут иметь десятки других объяснений. Но мне просто нравится приоткрывать дверь в чужую жизнь, в чей-то мир, с которым мне никогда не пересечься, и заглядывать туда на минутку.

Обычно эти истории не задерживаются у меня в памяти, я не составляю каталог увиденных лиц, и не коллекционирую интересные детали. Обычно. Но есть исключения - люди, лица которых меня мгновенно поражают и остаются в памяти надолго. Я их называю Люди из прошлого. Скажем так, у каждой эпохи есть свой набор типажей. И большинство из нас подходит нескольким эпохам- в том числе и нашей. Но некоторые люди словно сошли со страниц книги, или с картины- так сильно они не вписываются в современную действительность. Они будто принадлежат прошлому. В институте у меня был преподаватель теории электротехники. На его лекциях я не могла отделаться от мысли, что он на самом деле русский помещик 1850-х годов. У него была дородная, статная, но не чересчур полная фигура, приятное лицо с живыми серыми глазами, русые волосы с прямым пробором и небольшая окладистая борода. Дело было даже не в бороде, не в степенной речи и спокойном голосе, которым он почему-то рассказывал нам об обмотках двигателей. Весь он целиком был оттуда, из России 19 века. Не костюм с галстуком должен был он носить, не потрепанный китайский портфель, и уж точно не должно было быть у него сотового телефона!) Нет, нет- затканный халат с широкими обшлагами, или сюртук, начищенные ботинки, или охотничьи сапоги, а потом домашняя наливка, блины, нуте-с , отведайте, и трубка, и газета ''Ведомости''...Одним словом, на лекциях этого барина препода я иногда даже зажмуривалась и отворачивалась, когда диссонанс между моими помещичьими фантазиями и действительностью достигал своего предела. Глупо, конечно, но ничего не могла с собой поделать.

Я довольно часто встречаю таких людей из прошлого, но обычно это мимолетные встречи. Прохожие. Один взгляд, и...
бабушка в шерстяном платке- голландская матрона 16 века.
парень в автобусе напротив меня, с айпадом- римлянин. Очень, очень древний римлянин.
ухоженная женщина средних лет - франция, эпоха людовика XIV. Помнит ли она его?

Время от времени встречаю людей с картин старых мастеров. Немцы, голландцы. Меня каждый раз бросает в дрожь- какое тут 3D телевидение, когда передо мной ходит ожившая Дрезденская галерея! Недавно в маршрутке я сидела рядом с палачом. Голый череп, запавшие бесстрастные черные глаза, белые губы. Когда-то он рубил головы на дощатом эшафоте, и поднимал их вверх, и собравшаяся на площади толпа ревела при виде крови..а сейчас у него потертая куртка adeedas и мятая кепка. Я смотрела на него во все глаза- и отводила взгляд, когда он в ответ смотрел на меня-или сквозь меня- туда, где еще пахло кровью и нагретыми солнцем досками.

Наверное, это действительно просто совпадение. Ну похожи люди на типаж определенного времени, ну и что? Откуда возьмется в российской глубинке потомок средневекового голландца, или, еще круче, древнего грека? Просто совпадение. Но у меня мурашки бегут по телу, когда я смотрю на этих людей, а они в ответ всегда смотрят на меня. Смотрят прямо в глаза. И коротко усмехаются чему-то. Как будто знают, о чем я думаю. Как будто хотят сказать, что трудно прожить на свете 500 лет и не сойти с ума (безумные глаза у палача!). Что мир намного сложнее, прекраснее и шире нашей...умственной привязи. Что у него есть границы, но не существует конца. Никогда и нигде.

Однажды я мельком, через чье-то плечо, увидела картинку в журнале. И подпись: портрет фаворитки прусского короля. Ни ее имени, ничего больше о ее жизни я прочитать не успела. Помню, что лет ей было по виду не больше 17, и глаза у нее были чуть испуганные. Почему я об этом вспомнила? Просто потому, что с того портрета двухсотлетней давности, в завитых локонах и открытом платье, смотрела на меня я сама.

@темы: ночное, о мышах и людях