Когда все посмотрели этот фильм и даже закончили выливать на него тонны различных субстанций, я наконец-то удосужилась сходить в кино) Откровенно говоря, боялась, что из-за завышенных ожиданий и интереса к теме разочарование будет слишком сильным. Но и спойлеров не хотелось. Хотя какие уж там спойлеры...


Слева направо: парни с нашего отдела князь Трубецкой, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин и Пестель.

Поэтому я все это время не читала отзывов и не смотрела видео рецензии, а это было ох как тяжело: ютуб ежедневно стрелял картечью в виде свеженьких обзоров, и даже на яндекс нельзя было зайти, без подрывания на гранате типа "союз спасения - почему декабристы бандиты и убийцы". Тем не менее, все равно донеслись слухи, что якобы это заказное кремлевское кино с посылом, что восстания - дело безнадежное и преступное, а декабристы (ну и вообще все протестующие, выпонели) показаны в фильме исключительно в черном цвете.

Так вот, это не так. Фильм довольно нейтральный. Более того, он до того нейтральный, что даже скучно. Это не та беспристрастность, которая одинаково показывала бы героизм и романтические устремления декабристов, наряду с их разобщенностью, неясностью планов и ответственностью за смерть и искалеченные жизни сотен людей. Не та беспристрастность, с которой нужно было рассказать об абсолютной монархии, о жестокости царей, крепостном праве...и о том, что это все же была власть и закон, с которыми следовало считаться. Ничего этого в фильме нет. Обе стороны конфликта показаны очень осторожно, так, чтобы не дай бог не сказать чего.

В нем нет главного - а против чего, собственно, выступают декабристы? Есть расплывчатое "...В России назрели перемены, нужно было что-то менять, и потому возникли тайные общества". А что такого плохого-то было? Где нищий, бесправный народ? Где аракчеевщина? Где разочарование в царе после победы над Наполеоном? Однажды только показали солдата, избитого кнутом за мелкое нарушение, и все. Если смотреть фильм, не зная реального положения дел на тот момент, складывается впечатление, что декабристы создали свое общество от нечего делать, за картами и винишком. Вот победа над Наполеоном, все счастливы и довольны, а в следующей сцене они уже бухают и планируют заговор. Союз спасения...от скуки?)) Если так, то декабристы и впрямь выглядят бандитами и преступниками.

Сам фильм снят очень...как бы это сказать...рвано. Нарезка из коротких сцен, с быстрыми диалогами ни о чем. Все куда-то бегут, что-то непонятное делают, сплошной сумбур и неразбериха. Ближе к концу я уже устала его смотреть. Мне кажется, совсем неподготовленным людям может быть вообще непонятно, что происходит на экране. Особенно не повезло Муравьеву-Апостолу. Он, вообще-то, в фильме главный герой, но если восстание на Сенатской площади показано более-менее подробно и ясно, то бунт Черниговского полка - это что вообще было? Ткнули в Гебеля штыком, потом к Сергею приехала невеста (кстати, интересно, была ли она на самом деле), а потом они куда-то идут...а против них другой полк, и они друг в друга стреляют. На этом все. Дальше Сергея уже вешают.

Еще нормальному восприятию мешает обилие персонажей. Конечно, очень трудно запихнуть такую глубокую и сложную историю в два часа времени, и тут чуда тоже не произошло. Подчас путаешься, кто все эти люди, которые появляются буквально на пару секунд. При этом многих так и не показали. Великого князя Константина, например, вообще в кино нет, хотя упоминается он раз пятьдесят. Нет Волконского, Якубовича, Пущина - там вообще, по сути, из декабристов только повешенная пятерка и Трубецкой.

К актерам, в принципе, никаких претензий. Мне все понравились) Особенно Домогаров в роли Милорадовича. Неожиданно понравился актер, играющий Николая I. Знаменитого взгляда, конечно, нет, но все же здесь Николай еще очень молод. Да, наверное, актеры не слишком похожи на своих прототипов...Муравьев-Апостол так вообще даже близко не похож. Но лично для меня это не важно.

Что понравилось: музыка. Вот прямо очень. Неожиданный ход с обработкой рок-композиций в новом стиле. Чем-то напоминает музыку Дэниэла Пембертона к фильму "Меч короля Артура". Тоже, кстати, фильм средний, а музыка просто вау. Я до сих пор иногда слушаю подборку треков Пембертона оттуда. А в "Союзе спасения" особенно понравилась обработанная "Прогулки по воде", которая играла в конце, в сцене казни. Отсылка к апостолу Андрею и фамилии Муравьев-Апостол? Или к тому, что они погибли за свои убеждения, как Христос. Недаром Рылеев на Сенатской площади кричит Трубецкому, что безумцы меняют мир, как Брут, Наполеон или Христос.

Еще понравилось все, что относится к визуальной части: костюмы, компьютерная графика, интерьеры, вообще мелочи той эпохи. Очень красиво и реалистично.

В целом, мне не понравилось. Но и какого-то сильного отторжения фильм не вызвал. Нейтральное впечатление, как и само кино)